Впрочем, не только Древний Рим может похвастаться удивительной историей, связанной
с гадальными костями (в современном варианте кубиками). Более того, чуть ли не все
страны оспаривают друг у друга пальму первенства в изобретении этого универсального
инструмента для гаданий и игры.
Как древнеиндийский Ромео обыграл в кости самого бога смерти? Что такое
астрогаломантия? Как в Древнем Риме женщины по кубикам находили себе мужей? Об
этом и многом другом по порядку.
Китай: тайны священной Черепахи
Гадательные кубики, игральные кубики, кто бы мог подумать, что началось всё в Китае, с
великой Черепахи, символизирующей древний китайский образ мироздания: круглое небо
и плоскую землю.
Считается, что первые гадательные кости — это кости животных или черепашьего
панциря. Жрецы-гадатели обмакивали кость в жертвенную кровь и вносили её в пламя. По
форме образовывавшихся трещин и осуществлялось толкование. Трещины со временем
стали обозначать точками на костях.
Великий китайский поэт Цюй Юань, принадлежавший к знатному роду, в эпоху «Чжань-
го» — «Воюющих царств» (V—III век до нашей эры) в одном из своих стихотворений
написал:
Еще игра есть в «Шесть костей»;
Все разделились, ставят ставки, —
Здесь самый смелый победит,
«Пять белых» звонко восклицая, —
Играют в кости целый день.
Игра в кости — обычное времяпрепровождение в Китае. Гадание — норма, частый
ритуал, позволяющий принять решения там, где присутствуют сомнения. И правитель,
занимающийся политикой, и военачальник, разрабатывающий план боя, и крестьянин,
решающий, как ему поступить с урожаем, и красавица, загадывающая на свою судьбу, с
древности и до наших дней одинаково обращались к гадательным костям.
Индия: кубики и величайшая история любви
Индия оспаривает у Китая первенство в изобретении гадальных кубиков. Самое раннее
предполагаемое изображение с гадальными костями — барельефы Шивы и Парвати в
пещерном храмовом комплексе Эллоры (в 21-й пещере). Эти фигуры вырезаны в конце
VI – начале VII столетия, на них вполне узнаваемы игральные кости.
Сюжет часто повторяется в индийском искусстве, например, во всем известной
«Махабхарате», где в одном из эпизодов, «Сказании о Нале» рассказывается история
великой любви Дамаянти и царевича Наль.
Согласно индийскому эпосу, в сватовстве Наля к Дамаянти участвовали боги. И когда
Дамаянти избрала Наля в мужья, божество смерти Кали, любивший Дамаянти, мстит ей:
внушает Налю страсть игры в кости, а сам вселяется в его брата. Наль проигрывает
своему недостойному брату всё, включая царство. Царевич оставляет себе лишь
Дамаянти. Но мстительное божество насылает на него беспамятство, и он забывает
Дамаянти, бросив её спящую, уходит.
Дамаянти, добравшись домой, хочет вернуть Наля, и объявляет о своих смотринах, в
надежде, что он услышит об этом. Наль проходит многие испытания, попадает в огонь,
становится похожим на безобразного старика, получив ожоги. На пути к перерождению
он проходит искупительное рабство: становится возницей у могущественного царя
коней, беспроигрышно играющего в кости. Наль получает от царя коней этот дар и
спешит к своей Дамаянти, чтобы участвовать в смотринах. Но он безобразен и стар,
похоже, что она не узнает его. Но велика сила любви Дамаянти. Она узнаёт в
обожженном страннике своего Наля. Он клянется своей невесте в верности. Прежде, чем
состоится свадьба, Наль сражается со своим братом в кости, побеждает его, и в итоге
любовь торжествует, а бог смерти отступает, улетая в виде дыма прочь...
Гадальные кости в Индии вытеснили бобы и зёрна, стали частью священного обряда при
жертвоприношении, они связаны с культом огня. Гаданье, прежде чем превратиться в
игру, было священным действом, объявляющем волю богов. С помощью гадальных
костей решались вопросы жизни и смерти. Гадание в Индии проводилось во все
праздники, связанные с рождением и смертью солнца, времени года.
Греция, Месопотамия или Египет?
Современная форма кубиков пришла из такого дальнего прошлого, что его отсюда и не
разглядеть. В древней Греции гадания и игры проводили на позвонках животных или
костях ног овец с четырьмя поверхностями. Так или иначе, но в них без труда узнается
современный игральный кубик.
На первенство в изобретении гадальных кубиков претендуют также Египет, Месопотамия,
Древняя Персия.
В Месопотамии первые четырехгранные кости, обнаруженные археологами, датируются
6000 лет до н.э., шестигранные кости, на гранях которых точками обозначено значение —
3000 лет до н. э.
Скульптурные рельефы на древнейших египетских гробницах также содержат
изображения гадальных костей, а кубики, обнаруженные в Египте во время раскопок,
относят к 2000 г. до н. э.
Гадательные кости в древнем Риме
"Кости брошены!" – эта знаменитая фраза Цезаря при переходе Рубикона с современном
мире стала синонимом того, что судьба сделала свой ход, и нет пути назад. Слова Цезаря,
сказанные в переломный момент его жизни - яркая иллюстрация к тому, насколько
распространенными и популярными гадательные кубики (кости) были в Древнем Риме,
насколько велико было доверие к ним, позволяя им вершить судьбы императоров и
империй.
Впрочем, и на бытовом уровне кости использовались постоянно. Так, древнеримский поэт
Пубий Овидий Назон в своей поэме «Наука любви» (III, 353-368) советует женщинам, как
завоевать мужскую любовь, используя игры в кости как метафору:
Много есть игр, и надо их знать красавице умной,
Надо играть: за игрой часто родится любовь.
Даже сомневаться не стоит в том, что женщины гадали на кубиках, испрашивая у
гадальных костей совета во всём: как вести хозяйство, идти ли на прогулку, повезет ли в
любви или лучше остановить свой выбор на другом претенденте.
Византия и Европа
В XI веке в Византии сложилась целая наука астрагаломантия — искусство предсказания
будущего по игральным костям. На гранях кубиков вместо точек писали буквы, из
которых в различных комбинациях брошенных костей складывали слова.
Крестоносцы и привезли кости в Западную Европу. Европейцы быстро выяснили, что это
не только азартная игра, но и гадание.
В XV веке с помощью гадальных костей занимались предсказаниями на территории
будущих Франции, Италии, и Германии. В 1917 году, в Париже вышел сборник Макса
Жакоба «Рожок игральных костей». Один из главных смыслов этой книги в том, что многое в
нашей жизни решает судьба, как лягут кости, так и будет:
Назавтра все будет чудесно! И утро забрезжит
В садах монастырских, на площади, на побережье,
Волна серпантин унесет.
Все будет чудесно, я вам говорю,
и счастливые лица…
По сей день в мире бросают кости, чтобы узнать: чет — нечет, да — нет, повезёт — не
повезёт. А для ценителей существует множество самых различных способов гадания, в
том числе и разнообразные гадания онлайн, представленные на нашем сайте.
Свернуть
>